ИГНАТИЙ

ИГНАТИЙ
(в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)
(5(17).02.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. - 30.04(12.05).1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ.)
   церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 г. причислен к лику святых Рус. православной церковью. Еще с отрочества полюбил читать духовные книги и в 15 лет мечтал о монашестве. Учился в Главном инженерном училище, где разуверился в духовной пользе наук. В Александро-Невской лавре познакомился с о. Леонидом (Наголкиным) - в будущем основателем оптинского старчества. После непродолжительной службы в Динабургской крепости добился отставки в чине поручика в 1827 г. и вместе со своим другом М. В. Чихачевым начал странствия по монастырям. В 1831 г. принял монашество, в 1833 г. возведен в сан игумена строящегося Пелыпемского монастыря Вологодской губ. В 1834 г. по указанию Николая I становится настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, возводится в сан архимандрита. Он возрождает эту обитель, проведя в ней 23 года и создав там большую часть своих произв., в т. ч. "Отечник" (Избр. изречения святых иноков и повести из жизни их… 3-е изд. Спб., 1891) - свод рассказов из жизни монахов и их поучений. В 1857 г. становится епископом Кавказским и Черноморским, а в 1861 г. уходит на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Большая часть духовно-учительной прозы И. собрана в 2-х т. "Аскетических опытов" (Спб., 1865). Особенно ярко писательский талант И. проявился в поэтически-созерцательных миниатюрах "Житейское море", "О слезах", "О чистоте", "Кладбище", "Совесть" и др. Опираясь на творения святых отцов, И. развивает православное учение о человеке. В учении о спасении уделяет большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека, объективным условием к-рого полагает искупительный подвиг Христа, а субъективными условиями - свободное произволение, совесть, веру и пожизненное крестоношение. Совесть оценивается как показатель духовной свободы человека и его нравственного состояния, сравнивается с книгой самопознания. По своей природе она есть чувство человеческого духа, различающее добро от зла яснее, чем ум, естественный закон, руководивший человеком до закона письменного. Известно письмо И. о кн. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", сохранившееся в копии оптинского старца Макария: "Виден человек, обратившийся к Богу с горячностью сердца. Но для религии этого мало… Она (книга) издает из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, телесного, безотчетного, душевного, а не духовного". Философское значение имеет богословское соч. И. "Слово о смерти" (1863) и "Прибавление к "Слову о смерти". Высказанная там со ссылкой на Макария Египетского и др. отцов церкви мысль о наличии у ангелов души и духов особого эфирного тела, признание бестелесности лишь за бесконечным Богом вызвали оживленную полемику (см., напр., рец. свящ. П. Матвеевского на "Слово о смерти" // Странник, 1863. Сент. Отд. III. С. 26–36). Свое утверждение И. основывал на критике учения Декарта о дуализме материи и духа: "Декарт не видит никакой связи, никакого сродства - употребляем техническое выражение химии - между духом и веществом". Зап. богословы и рус. критики усваивают, по мнению И., мнение Декарта. Флоровский обращает внимание на проблематичность понимания И. воскресения: ведь если душа сохраняет после смерти эфирное тело, то зачем ей возвращаться в более грубое? И. выступал за союз богословия с положительными науками, выше всего ставя среди них математику и химию, обращался к математической теории о бесконечном, объясняя отношение твари к Творцу. Он рассматривал Вселенную и ее составные части как числа. Все, что существует в природе, подвержено изменению, как и числа, неизменным является лишь бесконечное, представляющее собой единственное существо, в отличие от многообразных явлений видимого мира. И. видит истинную философию в синтезе знаний положительных наук и подвижничества православной Церкви. Говоря о необходимости знания математики для философа, он ссылался на авторитет Платона (см.: Соч. Спб., 1905. Т. 3. С. 122–125). Автор исповедально-автобиографического соч. "Плач мой" (Спб., 1865).
   С о ч.: Соч. епископа Игнатия Брянчанинова. Спб., 1865–1867. Т. 1–4; 3-е изд. Спб., 1905. Т. 1–5 (репринтное изд. М., 1991); Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчани-новым). 3-е изд. Спб., 1891 (репринтное изд. М., 1992).
   Л и т.: Еп. Феофан (Говоров). Душа и ангел не тело, а дух. М., 1891; Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брян-чанинов и его творения // Литературная учеба. 1991. № 4 (с публикацией фрагментов из "Аскетических опытов"); Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1–2 с приложением. Флоровский Г Пути русского богословия. Париж, 1937; Вильнюс, 1991. С. 393–396.
   А. П. Козырев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИГНАТИЙ" в других словарях:

  • Игнатий — (Ignatius) латинское Другие формы: Игнат Иноязычные аналоги: греч. Ιγνάτιος исп. Игнасио (Ignacio) итал.  …   Википедия

  • ИГНАТИЙ — (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) [5 (17) февраля 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. – 30 апреля (12 мая) 1867, Николо Бабаевский монастырь Костромской губ.] – русский церковный деятель, богослов, религиозный писатель.… …   Философская энциклопедия

  • Игнатий — я, муж.; разг. Игнат, а.Отч.: Игнатиевич, Игнатиевна и Игнатьевич, Игнатьевна.Производные: Игнатка; Игнаха; Игнаша; Игоня; Игоша.Происхождение: (Предположительно лат. ignatus не родившийся.)Именины: 2 янв., 10 янв., 11 февр., 13 мая, 14 мая, 1… …   Словарь личных имен

  • игнатий — неведомый, неизвестный не родившийся; Игнат; Игнатка, Игнаха, Игнаша, Игоня, Игоша Словарь русских синонимов. игнатий сущ., кол во синонимов: 2 • игнат (2) • …   Словарь синонимов

  • ИГНАТИЙ — (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807 67) российский православный епископ, духовный писатель, богослов. В книге Аскетические опыты (1865) назидательно аскетическое эссе, религиозные медитации (своеобразные стихотворения в прозе),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИГНАТИЙ — (? ок. 1640) русский патриарх в 1605 06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611 12 (восстановлен польскими интервентами), грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИГНАТИЙ — (ок. 1540 ок. 1620), патриарх Московский и Веся Руси. По происхождению грек. В 1595 в сане архиепископа Кипрского прибыл к царю Фёдору Ивановичу. По распоряжению Лжедмитрия I избран патриархом (1605). Венчал самозванца на царство. В 1606 сведён с …   Русская история

  • Игнатий — I (?  около 1640), русский патриарх в 1605 06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611 12 (восстановлен польскими интервентами), грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию. II в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, (1807 1867), православный… …   Энциклопедический словарь

  • Игнатий — (Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807 67) сначалавоенный инженер, затем инок и архимандрит Сергиевой пустыни близПетербурга; впоследствии епископ костромской и кавказский; известенаскетическими сочинениями: Отечник (избранные изречения св.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИГНАТИЙ — (Тарасов Алексей Михайлович, род. 26 мар. 1976 г., г. Сатке Челябинской обл.), еп. Костомукшский и Кемский. Из семьи военнослужащих. В 1993 году окончил среднюю школу. В 1993 1997 годах обучался в Тобольской ДС. В сент. 1997 г. поступил в Санкт… …   Православная энциклопедия

  • ИГНАТИЙ IV — (в миру Хабиб Асаад Хузейм (Хазим); 1920, дер. Мухрада, близ г. Хама, Сирия 5 дек. 2012, Дамаск), Патриарх Антиохийский ( 2 июля 1979 5 дек. 2012). Был старшим ребенком в бедной многодетной семье, отец работал учителем в деревне. По окончании… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»